Закон 25

Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 N 25-ФЗ (последняя редакция)

2 марта 2007 года N 25-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 7 февраля 2007 года Одобрен Советом Федерации 21 февраля 2007 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 27.10.2008 N 181-ФЗ, от 27.10.2008 N 182-ФЗ, от 25.11.2008 N 219-ФЗ, от 22.12.2008 N 267-ФЗ, от 25.12.2008 N 280-ФЗ, от 17.07.2009 N 160-ФЗ, от 03.05.2011 N 92-ФЗ, от 21.10.2011 N 288-ФЗ, от 21.11.2011 N 329-ФЗ, от 03.12.2012 N 231-ФЗ, от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 02.07.2013 N 170-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 22.10.2013 N 284-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 04.03.2014 N 23-ФЗ, от 22.12.2014 N 431-ФЗ, от 30.03.2015 N 63-ФЗ, от 13.07.2015 N 262-ФЗ, от 05.10.2015 N 285-ФЗ, от 28.11.2015 N 357-ФЗ, от 29.12.2015 N 395-ФЗ, от 15.02.2016 N 21-ФЗ, от 30.06.2016 N 224-ФЗ, от 03.04.2017 N 64-ФЗ, от 01.05.2017 N 90-ФЗ, от 01.07.2017 N 132-ФЗ, от 26.07.2017 N 192-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 18.04.2018 N 83-ФЗ, от 03.08.2018 N 307-ФЗ, от 30.10.2018 N 382-ФЗ, от 27.12.2018 N 559-ФЗ, от 16.12.2019 N 432-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Муниципальная служба
    • Статья 3. Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации
    • Статья 4. Основные принципы муниципальной службы
    • Статья 5. Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации
  • Глава 2. Должности муниципальной службы
    • Статья 6. Должности муниципальной службы
    • Статья 7. Реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации
    • Статья 8. Классификация должностей муниципальной службы
    • Статья 9. Основные квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы
    • Статья 9.1. Классные чины муниципальных служащих
  • Глава 3. Правовое положение (статус) муниципального служащего
    • Статья 10. Муниципальный служащий
    • Статья 11. Основные права муниципального служащего
    • Статья 12. Основные обязанности муниципального служащего
    • Статья 13. Ограничения, связанные с муниципальной службой
    • Статья 14. Запреты, связанные с муниципальной службой
    • Статья 14.1. Урегулирование конфликта интересов на муниципальной службе
    • Статья 14.2. Требования к служебному поведению муниципального служащего
    • Статья 15. Представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
    • Статья 15.1. Представление сведений о размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
  • Глава 4. Порядок поступления на муниципальную службу, ее прохождения и прекращения
    • Статья 16. Поступление на муниципальную службу
    • Статья 17. Конкурс на замещение должности муниципальной службы
    • Статья 18. Аттестация муниципальных служащих
    • Статья 19. Основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим
  • Глава 5. Рабочее (служебное) время и время отдыха
    • Статья 20. Рабочее (служебное) время
    • Статья 21. Отпуск муниципального служащего
  • Глава 6. Общие принципы оплаты труда муниципального служащего. Гарантии, предоставляемые муниципальному служащему. Стаж муниципальной службы
    • Статья 22. Общие принципы оплаты труда муниципального служащего
    • Статья 23. Гарантии, предоставляемые муниципальному служащему
    • Статья 24. Пенсионное обеспечение муниципального служащего и членов его семьи
    • Статья 25. Стаж муниципальной службы
  • Глава 7. Поощрение муниципального служащего. Дисциплинарная ответственность муниципального служащего
    • Статья 26. Поощрение муниципального служащего
    • Статья 27. Дисциплинарная ответственность муниципального служащего
    • Статья 27.1. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции
  • Глава 8. Кадровая работа в муниципальном образовании
    • Статья 28. Кадровая работа в муниципальном образовании
    • Статья 28.1. Подготовка кадров для муниципальной службы на договорной основе
    • Статья 29. Персональные данные муниципального служащего
    • Статья 30. Порядок ведения личного дела муниципального служащего
    • Статья 31. Реестр муниципальных служащих в муниципальном образовании
    • Статья 32. Приоритетные направления формирования кадрового состава муниципальной службы
    • Статья 33. Кадровый резерв на муниципальной службе
  • Глава 9. Финансирование и программы развития муниципальной службы
    • Статья 34. Финансирование муниципальной службы
    • Статья 35. Программы развития муниципальной службы
  • Глава 10. Заключительные положения
    • Статья 36. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации
    • Статья 37. Применение законов и иных нормативных правовых актов о муниципальной службе в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 38. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

Федеральный закон от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О муниципальной службе в Российской Федерации

Принят Государственной Думой 7 февраля 2007 года

Одобрен Советом Федерации 21 февраля 2007 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств — участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе (далее — граждане), прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих.

2. Настоящим Федеральным законом не определяется статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами (далее — избирательные комиссии муниципальных образований), с правом решающего голоса, поскольку указанные лица (далее — лица, замещающие муниципальные должности) не являются муниципальными служащими.

Статья 2. Муниципальная служба

1. Муниципальная служба — профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

2. Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).

3. Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

Статья 3. Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации

1. Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее — законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

2. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Статья 4. Основные принципы муниципальной службы

Основными принципами муниципальной службы являются:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;

3) профессионализм и компетентность муниципальных служащих;

4) стабильность муниципальной службы;

5) доступность информации о деятельности муниципальных служащих;

6) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

7) единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;

8) правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;

9) ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

10) внепартийность муниципальной службы.

Статья 5. Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации

Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — государственная гражданская служба) обеспечивается посредством:

1) единства основных квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы; (В редакции Федерального закона от 30.06.2016 № 224-ФЗ)

2) единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы;

3) единства требований к подготовке кадров для муниципальной и гражданской службы и дополнительному профессиональному образованию; (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и учета стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;

5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих;

6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца.

Глава 2. Должности муниципальной службы

Статья 6. Должности муниципальной службы

1. Должность муниципальной службы — должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

2. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

3. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации.

Статья 7. Реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации

1. Реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.

2. В реестре должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Такие должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.

Статья 8. Классификация должностей муниципальной службы

1. Должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности муниципальной службы;

2) главные должности муниципальной службы;

3) ведущие должности муниципальной службы;

4) старшие должности муниципальной службы;

5) младшие должности муниципальной службы.

2. Соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Статья 9. Основные квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы

1. Для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) — к специальности, направлению подготовки. (В редакции Федерального закона от 30.06.2016 № 224-ФЗ)

2. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. Должностной инструкцией муниципального служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки. (В редакции Федерального закона от 30.06.2016 № 224-ФЗ)

3. В случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района, городского округа (городского округа с внутригородским делением) — уставом муниципального района, городского округа (городского округа с внутригородским делением) и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации. (В редакции Федерального закона от 28.11.2015 № 357-ФЗ)

Статья 91. Классные чины муниципальных служащих

1. Законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены классные чины муниципальных служащих и установлен порядок их присвоения, а также порядок их сохранения при переводе муниципальных служащих на иные должности муниципальной службы и при увольнении с муниципальной службы.

2. Классные чины указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы.

(Статья введена — Федеральный закон от 25.11.2008 № 219-ФЗ)

Глава 3. Правовое положение (статус) муниципального служащего

Статья 10. Муниципальный служащий

1. Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

2. Лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими.

Статья 11. Основные права муниципального служащего

1. Муниципальный служащий имеет право на:

1) ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей и условиями продвижения по службе;

2) обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

3) оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом);

4) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска;

5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования;

6) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы;

7) получение дополнительного профессионального образования в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета; (В редакции Федерального закона от 30.03.2015 № 63-ФЗ)

8) защиту своих персональных данных;

9) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о профессиональной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений;

10) объединение, включая право создавать профессиональные союзы, для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;

11) рассмотрение индивидуальных трудовых споров в соответствии с трудовым законодательством, защиту своих прав и законных интересов на муниципальной службе, включая обжалование в суд их нарушений;

12) пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 22.12.2008 № 267-ФЗ)

Статья 12. Основные обязанности муниципального служащего

1. Муниципальный служащий обязан:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией;

3) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, а также права и законные интересы организаций; (В редакции Федерального закона от 22.10.2013 № 284-ФЗ)

4) соблюдать установленные в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией;

5) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

6) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

7) беречь государственное и муниципальное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

8) представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи; (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 № 329-ФЗ)

9) сообщать представителю нанимателя (работодателю) о выходе из гражданства Российской Федерации в день выхода из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства иностранного государства в день приобретения гражданства иностранного государства;

10) соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

11) уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта. (В редакции федеральных законов от 21.11.2011 № 329-ФЗ; от 05.10.2015 № 285-ФЗ)

2. Муниципальный служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению муниципального служащего, неправомерным, муниципальный служащий должен представить руководителю, давшему поручение, в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме муниципальный служащий обязан отказаться от его исполнения. В случае исполнения неправомерного поручения муниципальный служащий и давший это поручение руководитель несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Ограничения, связанные с муниципальной службой

1. Гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой муниципальным служащим должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; (В редакции федеральных законов от 23.07.2008 № 160-ФЗ; от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной служ

«Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 2 марта 2007 года n 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (под ред. А.Н. Козырина)

Подготовлен для системы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Комментарий к статье 1
1. Комментируемый Федеральный закон регулирует отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу, прохождением и прекращением этой службы. С муниципальной службой связано возникновение специального статуса муниципального служащего, содержание которого составляют права, обязанности, ограничения и запреты, закрепляемые главой 3 этого Закона.
Муниципальную службу могут проходить как граждане РФ, так и иностранцы. Отношение к муниципальной службе иностранных граждан не было в российском законодательстве одинаковым, равно как и отношение к участию иностранцев в местном самоуправлении.
Так, в Законе Российской Федерации от 6 июля 1991 г. N 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» право на участие в местном самоуправлении гарантировалось только гражданам Российской Федерации. В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также говорится о праве граждан на осуществление местного самоуправления посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. Но при этом оговаривается, что иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.
По Федеральному закону от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» право на равный доступ к муниципальной службе независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям также предоставлялось только гражданам Российской Федерации.
Иностранные граждане признаны субъектом отношений, связанных с муниципальной службой, комментируемым Законом впервые. Причем право на муниципальную службу распространяется не на всех иностранных граждан, а только на граждан иностранных государств — участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе. По состоянию на май 2007 г. таких договоров у РФ не было.
Возможность для иностранных граждан поступать на муниципальную службу и находиться на муниципальной службе опирается на международно-правовые документы. Так, в Европейской хартии местного самоуправления, вступившей в силу для Российской Федерации 1 сентября 1998 г., служба в органах местного самоуправления не связывается с наличием гражданства данного государства. Согласно ст. 6 Хартии местные органы власти должны иметь возможность, не нарушая более общих законодательных положений, сами определять свои внутренние административные структуры, которые они намерены создать, с тем, чтобы те отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление. Статус персонала органов местного самоуправления должен обеспечивать подбор высококвалифицированных кадров, основанный на принципах учета личных достоинств и компетентности; для этого необходимо обеспечить соответствующие условия профессиональной подготовки, оплаты труда и продвижения по службе.
В соответствии с Европейской рамочной конвенцией о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей (Мадрид, 21 мая 1980 г.), вступившей в силу для Российской Федерации 5 января 2003 г., государство-участник обязуется поощрять приграничное сотрудничество между территориальными сообществами или властями, находящимися под его юрисдикцией, с территориальными сообществами или властями, находящимися под юрисдикцией других стран — участниц Конвенции. Приграничное сотрудничество осуществляется в рамках полномочий территориальных сообществ или властей, определяемых внутренним правом каждой из стран — участниц Конвенции. При этом страны-участницы рассматривают целесообразность предоставления территориальным сообществам или властям, вовлеченным в соответствии с положениями Конвенции в приграничное сотрудничество, условий, аналогичных тем, как если бы они сотрудничали в национальных рамках (ст. 5).
Следует отметить, что тенденция к предоставлению иностранным гражданам права на профессиональную деятельность характерна не только для муниципальной, но и для отдельных видов государственной службы. Первоначально в российском законодательстве право на государственную службу также рассматривалось исключительно как право гражданина. Для такого решения есть конституционные основания. Так, в ч. 4 ст. 32 говорится о равном доступе к государственной службе именно граждан Российской Федерации. В ст. 14 первоначальной редакции Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» содержался прямой запрет иностранным гражданам находиться на государственной службе.
Отношение к государственной службе иностранцев стало меняться после принятия Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 141-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Смысл изменений и дополнений, внесенных в Федеральные законы от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне», от 6 февраля 1997 года N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и др., сводился к разрешению иностранным гражданам поступать на военную службу по контракту. Государственная гражданская служба по-прежнему доступна только для граждан РФ.
2. В комментируемом Законе предусмотрены две группы должностей: муниципальные должности и должности муниципальной службы. Первая группа должностей замещается лицами, не являющимися муниципальными служащими. Выделяется четыре группы таких лиц:
— депутаты, т.е. члены представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения;
— члены выборных органов местного самоуправления, т.е. выборные должностные лица органов местного самоуправления, сформированных на муниципальных выборах;
— выборные должностные лица местного самоуправления, т.е. должностные лица местного самоуправления, избираемые на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах;
— члены избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса.
Правовое положение этой категории лиц устанавливается федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ, актами муниципальных образований. Так, в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливаются основы правового статуса главы муниципального образования, депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления (ст. 36, 40). По этому Закону избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления. Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований устанавливаются федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований (ст. 39).
В соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательной комиссии муниципального образования может быть придан статус юридического лица уставом муниципального образования или нормативным правовым актом органа местного самоуправления. Избирательная комиссия муниципального образования формируется в количестве пяти — одиннадцати членов с правом решающего голоса.
Формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, иных общественных объединений, предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а формирование избирательной комиссии поселения — также на основе предложений избирательной комиссии муниципального района.
В Законе Москвы от 6 ноября 2002 г. N 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве» определяются порядок избрания и назначения должностных лиц местного самоуправления (ст. 11), основы правового положения депутата муниципального собрания (ст. 13), руководителя муниципального образования (ст. 14), председателя муниципального собрания (ст. 15). Кроме того, в Москве действует Закон от 25 февраля 2004 г. N 10 «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в городе Москве».
В Республике Адыгея приняты Законы от 3 июня 2000 г. N 179 «О реестре муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы», от 12 августа 2002 г. N 89 «О выборах главы муниципального образования», от 21 апреля 2005 г. N 310 «О дополнительных требованиях к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа) и об отдельных условиях контракта, заключаемого с назначаемым на должность главой местной администрации муниципального района (городского округа) в Республике Адыгея, в части осуществления отдельных государственных полномочий».
В Уставе муниципального образования города Майкоп, принятого Постановлением Совета народных депутатов города Майкоп от 31 августа 2002 г. N 372, закреплены основы правового положения Председателя Совета народных депутатов (ст. 28 — 29), депутата Совета народных депутатов (ст. 31), главы муниципального образования (ст. 35 — 37). В Уставе муниципального образования «Ханский сельский округ» (Адыгея) определяется круг выборных должностных лиц местного самоуправления (ст. 13), правовой статус депутата представительного органа (ст. 16), главы местного самоуправления (ст. 24), заместителя главы местного самоуправления Ханского сельского округа (ст. 25).
По действовавшему ранее Федеральному закону от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» выделялась группа выборных муниципальных должностей, замещаемых в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемых на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов. Лица, замещавшие выборные муниципальные должности, не являлись муниципальными служащими.
Статья 2. Муниципальная служба
Комментарий к статье 2
1. В законодательстве Российской Федерации нет легального определения понятия «профессиональная деятельность», хотя этот термин используется довольно широко. Так, в Законе Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» закрепляется право граждан на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации (ст. 10). Этот право включает самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории страны.
Данный термин встречается в избирательном законодательстве: в Федеральных законах от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». В частности, согласно этим Законам предвыборной агитацией признается распространение информации о деятельности кандидатов, не связанной с их профессиональной деятельностью или исполнением ими своих служебных (должностных) обязанностей.
В федеральном законодательстве о государственной службе, как правило, говорится о профессиональной служебной деятельности (ст. 1 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Вместе с тем в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» используется словосочетание — профессиональная деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.
Таким образом, термин «профессиональная деятельность» встречается в законах, регламентирующих трудовые, конституционные и административные отношения. При этом единого содержания он не имеет. Более того, в законодательстве допускаются его различные трактовки. Так, из избирательного законодательства следует, что профессиональная деятельность — это сугубо трудовая деятельность, не совпадающая со служебной. Для административного законодательства понятие «профессиональная служебная деятельность» — это единая категория.
В доктрине под профессиональной деятельностью понимается деятельность, осуществляемая на основе специальных знаний и навыков, требующая определенной подготовки и образования. Профессиональная деятельность связана с выполнением, как правило, в качестве основного вида деятельности служебных полномочий за вознаграждение, выплачиваемое за счет средств соответствующего бюджета.
Далее в комментируемой части статьи говорится о муниципальной службе как профессиональной деятельности граждан. В соответствии с установленной в ч. 1 ст. 1 комментируемого Закона терминологией в данном случае понятие «граждане» обозначает граждан РФ и граждан иностранных государств — участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе.
Муниципальная служба осуществляется на должностях муниципальной службы. Определение такой должности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *